A- A A+
Ақмола облысының мемлекеттік сатып алу және коммуналдық меншік басқармасы Ақмола облысының мемлекеттік сатып алу және коммуналдық меншік басқармасы
Әдеп және мемлекеттік қызмет (орыс тілінде) - Акмолинская правда газеті 2018 жыл 11 желтоқсан № 145

Этика и государственная служба

Согласно Закону «О государственной службе Республики Казахстан» государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.

Таким образом, государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма должностных полномочий, в процессе выполнения которых государственный служащий обязан соблюдать служебную этику, служебную дисциплину, соответствовать предъявляемым стандартам поведения. Законодательство о государственной службе определяет конкретные обязанности государственных служащих, в том числе такие как соблюдение служебной дисциплины, соблюдение делового этикета и правил официального поведения. Правила служебной этики государственных служащих в соответствии с Конституцией, законами «О государственной службе Республики Казахстан» и «О противодействии коррупции», общепринятыми морально-этическими нормами устанавливают основные требования к морально-этическому облику государственных служащих и стандарты поведения. К этим требованиям относится и служебная дисциплина, которая характеризуется такими качествами как ответственность, исполнительность, внимательность, поскольку одной из функций государственных служащих является оказание государственных услуг населению в виде подготовки и создания документов, от правильного, точного и своевременного оформления которых порой зависит и судьба человека.

Статус государственного служащего создает его особое положение в современном обществе, внимание людей приковано к его служебной деятельности, профессиональным и личностным качествам. Это налагает на него ответственность за его поведение как при исполнении служебных полномочий, так и в нерабочее время, требует подлинного внимания и уважения к человеку. И поэтому наличие таких качеств как профессионализм, компетентность, воспитанность, вежливость, тактичность, уважение к другому мнению, сдержанность, самообладание, умение слушать и слышать, владеть словом — обязательны для современного государственного служащего.

Один из самых известных мыслителей ХIХ века, немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр в своем произведении «Афоризмы житейской мудрости» писал «Служебная честь есть всеобщее мнение о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает всеми необходимыми для того данными и всегда точно исполняет свои служебные обязанности. Чем важнее и шире сфера деятельности человека в государстве, чем выше и влиятельнее занимаемый им пост, тем выше должно быть мнение о его умственных и нравственных качествах, делающих его достойным этого поста, параллельно с последним повышается и степень его чести, выражающейся вовне в орденах, титуле и т.п., вместе с тем растет и «подчиненность» в обращении с ним».

Стоит подчеркнуть, что культура поведения государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит, что делает его ответственным перед ними. Проявлением приверженности государственного служащего требованиям служебной этики являются корректное, вежливое обращение в общении с гражданами; способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; отсутствие элементов дискриминации; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых решений.

Учитывая, что в процессе своей профессиональной деятельности государственные служащие контактируют с населением, друг с другом, то процесс общения не может носить спонтанный, непредсказуемый характер. Чтобы этот процесс протекал нормально, бесконфликтно и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «деловой этикет». Как известно, деловой этикет основывается на принципах пунктуальности, грамотности, внимания к окружающим, деликатности, вежливого и тактичного поведения. Пунктуальность отмечается тем, что считается нормой поведение человека, который никогда не опаздывает, делает все вовремя. Принцип грамотности проявляется в умении правильно излагать собственные мысли, составлять официальные письма без ошибок, умении вести телефонные разговоры. Внимание к окружающим это есть уважение к мнению других людей, это умение учитывать советы и критику, причем со стороны руководителей и коллег, важно ценить опыт окружающих. Деликатность есть проявление внутренней и внешней культуры государственного служащего. Это свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, которое выражает доброжелательность, предупредительность и приветливость. В служебных отношениях вежливое и тактичное поведение создает и сохраняет в коллективе здоровый морально-психологический климат, а у каждого сотрудника — чувство психологического контроля и защищенности, служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию. Соблюдение государственными служащими делового этикета важно для создания и поддержания положительного имиджа государственного органа, построения деловых отношений при взаимодействии с различными организациями.

Деловой этикет и специфика государственной службы предъявляют весьма серьезные требования и к внешнему виду современного государственного служащего. Следует отметить, что правила внешнего вида государственного служащего нашли свое отражение в Этическом кодексе, поэтому их знание и соблюдение стало нравственным требованием к государственным служащим. Так, в соответствии с Этическим кодексом внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность. В Рекомендациях по основным требованиям к форме одежды государственных служащих, подготовленных Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, отмечено, что внешний облик делового человека — это первый шаг к успеху, поскольку для общества его внешний вид служит «кодом», свидетельствующим о степени аккуратности.

Знание и соблюдение норм служебной этики и требований служебной дисциплины, основных принципов современного делового этикета должны быть присущи современному государственному служащему. Его деловые качества определяются как уровнем образованности, так и соблюдением служебной дисциплины и этики, умением облечь нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству.

Венера Казжанова, заместитель руководителя,
уполномоченный по этике Управления по государственным
закупкам и коммунальной собственности Акмолинской области

Мақаланың шыққан күні: 12.12.2018 16:05
Парақтағы соңғы өзгерістер: 12.12.2018 16:05
Қаралым саны: 937

egov.kz - мемлекеттік қызметтер және ақпарат онлайн

 

@2019 Ақмола облысының мемлекеттік сатып алу және коммуналдық меншік басқармасы

Мекенжайы:

Телефоны:

Электрондық пошта адресі:

Заңды мекенжайы: Көкшетау қ., Қаныш Сәтбаев к-сі, 1а

Нақты Мекенжайы: Көкшетау қ., Абай к-сі, 114Б

8 (7162) 25-74-45

ugzk@akmo.kz